К парусным судом относятся суда и шлюпки (лодки), приводимые в движение силой ветра, действующего на паруса. При этом судно может нести паруса на одной, двух, трех или большем числе вертикальных мачт.
В зависимости от вида парусного вооружения различают следующие парусные суда:
1 пятимачтовый корабль (пять мачт с прямыми парусами);
2 пятимачтовый барк (четыре мачты с прямыми парусами, одна, на корме, с косыми);
3 четырехмачтовый корабль (четыре мачты с прямыми парусами);
4 четырехмачтовый барк (три мачты с прямыми парусами, одна с косыми);
5 корабль (три мачты с прямыми парусами);
6 барк (две мачты с прямыми парусами, одна с косыми);
7 баркентина (шхуна-барк; одна мачта с прямыми и две с косыми парусами);
8 трехмачтовая марсельная шхуна – джекасс (все мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок мачте);
9 бриг (две мачты с прямыми парусами);
10 бригантина (шхуна-бриг: одна мачта с прямыми парусами, одна с косыми);
11 бомбарда (одна мачта почти по середине судна с прямыми парусами и одна, сдвинутая в корму, с косыми);
12 гафельная шхуна (две мачты с косыми парусами);
13 двухмачтовая марсельная шхуна (мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте);
14 каравелла (три мачты: фок-мачта с прямыми парусами, остальные – с латинскими);
15 “трабакколо” (две мачты с люгерными, т.е. рейковыми, парусами);
16 шебека (три мачты: фок- и грот-мачты с латинскими парусами, бизань мачта с косыми);
17 фелюка (две мачты, наклоненные к носу, с латинскими парусами);
18 тартана (одна мачта с большим латинским парусом);
19 тендер (одна мачта с косыми парусами);
20 “бово” (две мачты: передняя с латинским парусом, задняя с гафельным или латинским парусом);
21 “нависелло” (две мачты: первая – в носовой части, сильно наклоненная вперед, несет парус трапециевидной формы, крепящийся за грот-мачту; грот-мачта – с латинским или иным косым парусом);
22 “баланселла” (одна мачта с латинским парусом);
23 шлюп (одна мачта с косыми парусами);
24 иол (две мачты с косыми парусами, меньшая – бизань-мачта - стоит позади руля);
25 кеч (две мачты с косыми парусами, причем бизань-мачта стоит перед рулем);
26 динги (одна мачта с гафельным парусом вынесена к носу);
27 люгер (три мачты с рейковыми парусами, применяется во Франции в прибрежном плавании).
Кроме перечисленных парусников существовали еще большие семи-, пяти- и четырехмачтовые шхуны, преимущественно американского происхождения, несущие только косые паруса.
В зависимости от вида парусного вооружения различают следующие парусные суда:
1 пятимачтовый корабль (пять мачт с прямыми парусами);
2 пятимачтовый барк (четыре мачты с прямыми парусами, одна, на корме, с косыми);
3 четырехмачтовый корабль (четыре мачты с прямыми парусами);
4 четырехмачтовый барк (три мачты с прямыми парусами, одна с косыми);
5 корабль (три мачты с прямыми парусами);
6 барк (две мачты с прямыми парусами, одна с косыми);
7 баркентина (шхуна-барк; одна мачта с прямыми и две с косыми парусами);
8 трехмачтовая марсельная шхуна – джекасс (все мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок мачте);
9 бриг (две мачты с прямыми парусами);
10 бригантина (шхуна-бриг: одна мачта с прямыми парусами, одна с косыми);
11 бомбарда (одна мачта почти по середине судна с прямыми парусами и одна, сдвинутая в корму, с косыми);
12 гафельная шхуна (две мачты с косыми парусами);
13 двухмачтовая марсельная шхуна (мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте);
14 каравелла (три мачты: фок-мачта с прямыми парусами, остальные – с латинскими);
15 “трабакколо” (две мачты с люгерными, т.е. рейковыми, парусами);
16 шебека (три мачты: фок- и грот-мачты с латинскими парусами, бизань мачта с косыми);
17 фелюка (две мачты, наклоненные к носу, с латинскими парусами);
18 тартана (одна мачта с большим латинским парусом);
19 тендер (одна мачта с косыми парусами);
20 “бово” (две мачты: передняя с латинским парусом, задняя с гафельным или латинским парусом);
21 “нависелло” (две мачты: первая – в носовой части, сильно наклоненная вперед, несет парус трапециевидной формы, крепящийся за грот-мачту; грот-мачта – с латинским или иным косым парусом);
22 “баланселла” (одна мачта с латинским парусом);
23 шлюп (одна мачта с косыми парусами);
24 иол (две мачты с косыми парусами, меньшая – бизань-мачта - стоит позади руля);
25 кеч (две мачты с косыми парусами, причем бизань-мачта стоит перед рулем);
26 динги (одна мачта с гафельным парусом вынесена к носу);
27 люгер (три мачты с рейковыми парусами, применяется во Франции в прибрежном плавании).
Кроме перечисленных парусников существовали еще большие семи-, пяти- и четырехмачтовые шхуны, преимущественно американского происхождения, несущие только косые паруса.